«ХХ век – век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. В 2017 году исполнилось 100 лет с момента разрушения и осквернения храмов, поругания святынь, издевательства над верующими и убийств ни в чем неповинных людей – все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети». Более 1600 из них, пострадавшие за Христа, ныне прославлены Русской Православной Церковью. Эта слава не обошла и город Петушки. На нашей земле то же жили мученики, исповедники и подвижники благочестия, одним из которых является Святитель Афанасий исповедник. В 2022 году исполнилось 60 лет со дня его блаженной кончины и 135 лет со дня рождения. В честь святителя при Свято-Успенском храме обустраивается парк. И в этом благом деле может принять участие каждый из нас.
Божиим Провидением в истории русского народа никогда не исчезали подвижники духовной жизни, которые, подобно путеводным звездам, указывали всем остальным стези веры и любви Христовой. Одним из таких подвижников был преосвященный Афанасий, епископ Ковровский, названный Церковью исповедником и песнописцем. Его подвиг выпал на годы тяжких испытаний и гонений, через которые прошла Россия в первой половине XX столетия. Житие этого ревностного и доблестного служителя правды Божией можно сравнить с духовной лествицей, возведшей его из горнила земных злоключений на Небо небес.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ – НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего. Хотя и родился он в Тамбовской губернии, немалая часть его жизни связанна с Владимирским краем и городом Петушки. Здесь прошли его детские годы, здесь он учился. Тяжкие годы испытаний, а также последние годы его жизни прошли во Владимирском крае.
Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности. Поэтому мать решила дать сыну духовное образование. Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.
Еще на студенческой скамье у Сергея Сахарова созрело твердое решение принять монашеский постриг, и по окончании курса Московской духовной академии он привел свое решение в исполнение. Пострижение его в монашество состоялось 12 октября 1912 года с наречением имени Афанасий. Через два дня он был рукоположен во иеродиакона, а 17 октября — во иеромонаха. В этом же году иеромонах Афанасий назначается на должность преподавателя пастырского богословия, гомилетики и литургики в Полтавскую духовную семинарию, а через год переводится во Владимирскую духовную семинарию, в которой преподает те же предметы до 1918 года.
В 1917 году иеромонах Афанасий был избран членом Всероссийского Церковного Собора, на котором принимал деятельное участие в качестве члена Богослужебной комиссии. После этого он состоял некоторое время наместником Рождественского монастыря во Владимире и затем настоятелем Боголюбского монастыря. А 27 июня 1921 года архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского.
Сейчас трудно установить, сколько времени Преосвященный Афанасий правил своей епархией, но известно, что в связи с большими церковными нестроениями, вызванными расколом обновленчества, который во Владимирской епархии создал себе административный центр, он оказался в изгнании, и с этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно хранил и проповедовал веру Христову, обличая гонителей Церкви и обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Св. Афанасий многократно арестовывался и долгие годы (более 28 лет) провел в «изгнании, узах и „горьких» работах»: в Зырянском крае, на Соловках, в Сибири, Архангельской области, везде сохраняя верность Христу и выполняя пастырский долг. Вернулся лишь в 1954 году, поселившись г. Петушки. Эти последние годы жизни епископа Афанасия в Петушках явились годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии, Преосвященный Афанасий трудился некоторое время в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес при этом немало исправлений в месяцеслов святых. Епископ Афанасий является значительной фигурой в церковной истории и занимает видное место среди святых Русской Церкви ХХ века.
В городе Петушки Владимирской области, рядом с федеральной трассой М7, расположен архитектурный памятник русской православной культуре — Свято-Успенский храм. Для православного паломника этот храм связан с именем святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. В сложные для церкви времена большевистского режима святитель Афанасий совершал здесь богослужения вернувшись после многолетних мытарств по ссылкам.
Сейчас, заботясь о духовно-нравственном воспитании молодежи, очень важно понять истоки патриотизма. Патриотизм, в подлинном его смысле – это способность отдать все, включая свою жизнь, за Родину и за веру. Примером такого отношения к вере и Отечеству можно считать жизнь святителя Афанасия.
Пройдя трудный путь и имея возможность покинуть Россию, он никогда не помышлял об этом. Его духовно-нравственные идеалы не позволяли ему поступать вопреки совести, стремясь только к личной выгоде. Весь жизненный путь святителя Афанасия, несмотря на его тяжесть, был путем восхождения по духовной лестнице к вершинам духа. В сегодняшнее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит особенно остро и является очень актуальной.
Одним, никогда не покидавшим Владыку стремлением было желание заниматься на пользу Русской Церкви церковно-литургической работой. Едва лишь условия его жизни становились хоть сколько-нибудь сносными и свободными, он стремился к этому. Здесь, в Петушках, он и продолжал трудиться. Закончил и исправил труд о поминовении усопших, собирал, переписывал и исправлял службы русским святым.
Так и протекала жизнь Владыки в Петушках. Ежедневное выполнение всех служб, а в промежутках — работа над богослужебными книгами. Многие священники и миряне навещали его, советовались с ним. Ко всем, невзирая на лица, Владыка был радушен, приветлив. Всех старался скорее успокоить и накормить чем Бог послал. Некоторых людей, особенно нуждавшихся в покое и отдыхе, Владыка удерживал у себя на несколько дней. Трудно передать обаяние его личности. Для окружающих он был сама любовь.
Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным. И теперь, когда уже нет с нами Преосвященного Афанасия, одно воспоминание о его светлом и ласковом образе радует сердце и возвышает дух.
Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет». Его похоронили на Князь-Владимирском кладбище в г. Владимире, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать. Осенью 2000 года, после канонизации, частицы мощей святителя были привезены в Петушки и хранятся в Свято-Успенском и Свято-Афанасьевском храме города Петушки.
Как видно из вышесказанного, святитель Афанасий неразрывно связан с нашим краем как своим пребыванием в г. Владимире, так и духовным общением со своими чадами. Он любил владимирский край, ценил его древнюю историю и духовные традиции, и стремился как можно чаще бывать здесь. Здесь прошло его детство, и святитель Афанасий считал его своей родиной. Мы имеем и соприкасаемся с уникальной историей святителя и нашего покровителя. Именно в Петушках был возведен первый храм в честь Святителя Афанасия, дом-музей с личными вещами и богослужебными трудами. Святитель не просто так выбрал именно город Петушки и сделал его почитаемым, но Петушки еще является началом паломничества по Золотому кольцу.
Именно поэтому Проект создания парка в честь небесного покровителя города Петушки и всей Земли Владимирской Афанасия (Сахарова), должен быть расположен именно здесь – у Свято — Успенского храма.
Сегодня, когда наше Отечество находится в зоне конфликтов как извне, так и изнутри, мы обращаемся к той основе духовно-нравственного наследия Владыки Афанасия, позволившей ему не погибнуть духовно в тяжелые времена.
КУЛЬТУРНО-ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ АФАНАСЬЕВСКОГО ПАРКА.
Основная идея проектирования парка – это создать пространство, обеспечивающее не только активный отдых, но и возможность для обучения и культурного развития большого количества людей. Во всех слоях населения растет интерес к культуре своего народа, как следствие повышения образовательного и культурного уровня; при этом не снижается и интерес к развлечениям, но имеющим уже познавательный характер, увеличивается потребность в общении с природой.
Как известно, в данный момент в г. Петушки практически отсутствуют места для культурно-духовного обогащения и просто прогулочные зоны, где можно комфортно провести время. Так как парк будет располагаться рядом с федеральной трассой М7, то он без сомнения станет центром паломничества всего Петушинского района.
В основе идейной программы парка лежит не только организация досуга горожан, но и широкая Духовно-воспитательная и культурно-просветительская миссия. Одной из целей парка является проведение Русских Традиционных Православных праздников, таких как, Рождество Христово (святки), Старый новый год, крещение Господне, масленица, Пасха (красная горка), день Святой Троицы, спасы, день Петра и Февронии, дни памяти Святителя Афанасия.
Культурно-религиозное значение этого места естественно создает тематику парка, в соответствии с которой предполагается определенный образ и стиль. Создавая парк с привязкой к религиозному сооружению и религиозному символизму, мы даем возможность людям прикасаться к духовной культуре не только в стенах музея или храма, но и просто находясь в таком парке. Соединением элементов культурно-развлекательной направленности и элементов, имеющих особый символизм, достигается сплав материальной стороны жизни общества с его духовными корнями. Для простого человека – это уютный парк, в котором хорошо отдохнуть и провести время с детьми, для воцерковленного – это место несущее определенный заряд, позволяющее приблизиться к подвижникам Церкви и Богу.
Парк живёт и днём, и ночью, максимально изменяясь для происходящих событий. Однако, вне зависимости от событий, в его оформлении всегда присутствует главенство духовного над материальным. Символизма над натурализмом.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что Афанасиевский парк является очень актуальным, целесообразным и значимым проектом. Парк нужен городу! Уже долгое время не появлялось ничего подобного, что могло бы так заинтересовать горожан, а в дальнейшем пользоваться спросом. Уже давно созрела необходимость создания такого места в городе Петушки, где каждый человек сможет найти вдохновение и обрести душевное равновесие.
3D ВИЗУАЛИЗАЦИЯ АФАНАСИЕВСКОГО ПАРКА
ОБЪЕКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПАРКА
Памятник Святителю Афанасию.
Монумент св. Афанасия будет представлять собой бронзовую скульптуру высотой в три метра на мраморном постаменте, и занимать своё место в центре Афанасиевского парка возле Свято-Успенского храма г. Петушки. Образ памятника представляет собой стоящего в полный рост св.Афанасия в простой архиерейской мантии с панагией. Левой рукой он опирается на посох, а правой рукой благословляет всех прибывающих сюда паломников и проезжающих мимо по трассе М7 Москва-Уфа На одной из сторон постамента будет расположена мемориальная табличка с информацией о Святителе Афанасии, годах его жизни и цитатой: «Русь, Святая, храни веру Православную – в ней же тебе утверждение». У подножья памятника будут установлены осветительные приборы (прожекторы) для его подсветки.
Источник святителя Афанасия.
В пределах России почиталось и почитается поныне немало святых источников – ключей с прохладной, чистой водой. Многие из этих источников находятся вблизи чтимых храмов или на территории монастырей. Старинные предания связывают возникновение ряда колодцев или ключей с именами живших в прежние времена святых подвижников.
В Афанасиевском парке будет возведена часовня, в центре которой будет расположен источник, который на протяжении полувека бьет кристально-чистой водой. Внутреннее убранство будет иметь купель, где всегда можно будет окунуться, испытать благодать и укрепиться духом православным. Жители и гости, прогуливающиеся по парку, всегда могут напиться воды из источника или взять ее с собой в дорогу.
Парковый фонтан.
Генеральным планом Афанасиевского парка предусмотрено наличие наземного фонтана с чашей, который будет располагаться в одной из центральных частей парка. Конструкция фонтана будет содержать все необходимые элементы: системы водонесущих труб, насосов, форсунок, фильтров и другого оборудования, задействованного в создании водных форм. Дизайн надземных частей фонтана будет гармонировать с общей художественной концепцией парка. Фонтан будет работать в весеннее и летнее времена года. На зиму фонтан будет консервироваться.
Трапезная кафе.
Трапезная будет находиться при входе на территорию парка. Паломники, приезжающие поклониться мощам святителя Афанасия и другим святыням Свято-Успенского храма, не уедут голодными. На территории парка будет располагаться небольшая трапезная-кафе, недалеко от главных ворот парка. В жаркий день на территории парка можно будет испить монастырского кваса, который приготовлен по всем русским традициям, а так же приобрести свежую выпечку и горячие напитки.
Прогулочная зона и озеленение парка.
Прогулочная зона будет соединять собой все основные зоны парка. По краям этой зоны будет установлено освещение в виде фонарных столбов и других осветительных приборов. Так же прогулочная зона будет включать в себя зону прогулок с колясками, скамьи для отдыха и чтения. Покрытие прогулочной зоны будет выполнено из тротуарной плитки с орнаментом.
Так как основная часть территории парка будет озеленена, подбор цветов будет произведен таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона. Озеленение и благоустройство территории будет включать в себя посадку растений, монтаж системы полива, посадку крупных и мелких деревьев, а так же, декоративных кустарников. Флора на территории парка должна быть разнообразна и гармонична с его общей художественной концепцией.
Свято-Успенский приход г. Петушки будет признателен всем, кто окажет посильную помощь в создании Афанасиевского парка.
Наши банковские реквизиты:
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Свято-Успенского храма города Петушки Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Расчётный счёт 40703810302240000130
ИНН 3321010447, КПП 332101001
БАНК: ПАО «УРАЛСИБ» г. Москва
БИК 044525787
к/сч 30101810100000000787
Назначение: Пожертвование на строительство парка
Адрес: 601144, Владимирская область, г. Петушки, ул. Кибирёвский проезд, 2
Справки по телефон: +7(919) 017-94-04
Email: s-proto@yandex.ru
* На нашем сайте указаны единственные реквизиты для пожертвований на строительство парка. При обнаружении других банковских данных убедительная просьба связаться с нами.