К 80 летию муч кончины о. Николая Поспелова

Жизнь и мученический подвиг священномученика Николая Поспелова.

 

17 февраля 2018 г. исполняется 80 лет со дня мученической кончины протоиерея Николая Поспелова.

Священномученик Николай Поспелов (28 февраля 1885 – 17 февраля 1938) был расстрелян на полигоне Бутово 4 (17) февраля 1938 г.

Путь пастырского служения протоиерея Николая Поспелова, уроженца д. Пестьяны Владимирского уезда Владимирской губернии, продлился более 20 лет с 1914 по 1938 гг. – это был тесный путь нужды и неопределенности, притеснений и гонений со стороны советской власти. За время служения о. Николаю с семьей приходилось многократно переезжать из города в город и служить в разных храмах Орехово-Зуевского, Киржачского, Ногинского районов: в храме Успения Пресвятой Богородицы с. Воинова Гора Орехово-Зуевского района, Рождества Пресвятой Богородицы в г. Орехово-Зуево, Свято-Воскресенском храме д. Воскресенье Петушинского района и еще в нескольких храмах Владимирской и Московской области.

Николай Васильевич Поспелов окончил Муромского духовное училище, а затем и Владимирскую Духовную семинарию в 1907 г.  После окончания семинарии работал учителем в школе на станции Усад, где до замужества работала учительницей и его жена Анна Константиновна, в девичестве Красовская, дочь священника Успенского храма с. Воинова Гора.

В семье Николая и Анны Поспеловых родилось восемь человек детей – четыре мальчика и четыре девочки, четверо детей умерли в младенчестве. Сохранилось семейное предание, что первые роды у Анны Константиновны были очень тяжелые, родившийся ребенок оказался нежизнеспособен, и его едва успели в больнице окрестить, дав ему при крещении имя Николай. После этого Анна Константиновна в течение нескольких месяцев тяжело болела, и Николай Васильевич дал обет в случае выздоровления жены посвятить свою жизнь служению Богу. В 1914 году он был рукоположен во диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии.

С 1922 по 1930 год отец Николай служил в храме великомученицы Параскевы в селе Житенино Орехово-Зуевского района Московской области.

Каждый год власти требовали от священника уплаты все больших налогов. В 1930 году сумма налогов стала столь велика, что отец Николай вынужден был продать все свое имущество и перейти служить в другой храм – в селе Воскресенском (ныне д. Воскресенье Петушинского района) Киржачского района Владимирской области, где незадолго перед этим арестовали служившего там священника, протоиерея Димитрия Никольского. Супруга отца Димитрия Вера пустила к себе в дом семью отца Николая. В селе Воскресенском священника стали часто вызывать в сельсовет и там демонстративно вручали бумагу с запрещением служить молебны в домах прихожан из-за введенного властями карантина. От священника и псаломщика стали регулярно требовать выполнения так называемых «твердых заданий» – общественных работ, заключавшихся, например, в пилке дров. Принуждали также покупать облигации государственных займов и выплачивать дополнительные налоги. Раз в две недели вызывали в райисполком в г. Киржач. Здесь держали какое-то время и отпускали, не утруждаясь объяснениями, зачем вызывали.

В 1931 году отец Николай был направлен служить в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, где в это время тяжело заболел священник. Однако местные власти отказали ему в регистрации, дав регистрацию обновленцу. На праздник Успения Пресвятой Богородицы ко всенощной приехал обновленческий архиерей, и обновленческое духовенство со своими сторонниками силою захватило храм. Священник Николай Поспелов и диакон Николай Красовский вынуждены были эту службу справлять в частном доме.

Отец Николай отправился в Патриархию и в 1932 году получил назначение в храм села Пустое Поле Шатурского района Московской области. В 1933-1934 годах отец Николай служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуево. Вскоре он был возведен в сан протоиерея.

В 1935 году протоиерей Николай был направлен служить в Троицкий храм в село Каменка Ногинского района. Здесь ему пришлось перенести много скорбей. Образовалась враждебная священнику группа, которая стала жаловаться архиерею, что будто бы священник израсходовал за Великий пост слишком много вина. Отец Николай знал, что это неправда, что жалобщики приписали ему то, чего не было. В присутствии благочинного состоялось разбирательство обстоятельств дела. Разбирательство происходило в храме. Священник сидел на скамейке у западной стены храма и молчал, решив ни в чем не оправдываться. После разбирательства отца Николая перевели служить в церковь Архистратига Михаила в село Былово Подольского района. Впоследствии выяснилось, что жалобщики обвиняли отца Николая несправедливо, и отец благочинный попросил у него прощения.

27 января 1938 года отец Николай, отслужив Божественную литургию, отправился в соседний приход, куда его позвали для совершения отпевания, так как местный священник был арестован. Певчих не было, и со священником поехала его супруга Анна Константиновна. После отпевания она вернулась домой раньше, и вслед за ней пришел сотрудник НКВД спросить, где ее муж. Вскоре возвратился и отец Николай, и сразу же пришли сотрудники НКВД и предъявили ордер на обыск и арест. Во время обыска забрали Библию, ключи от церкви и деньги. После обыска священник, его супруга и сын (ему было 17 лет) встали помолиться. После молитвы отец Николай благословил супругу и сказал ей: «Поручаю тебя святому Архистратигу Михаилу». Анна Константиновна, прощаясь с мужем, заплакала и сказала: «Иди страдать за Христа».

Три дня священник содержался при районном отделении НКВД, а затем был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Через два дня после ареста состоялся допрос.

– Следствию известно, что вы проявляли некоторое несогласие с политикой советской власти и коммунистической партии относительно проводимых ими мероприятий. Дайте ваши показания, относительно каких мероприятий вы с ней не согласны? – спросил следователь.

– С политикой советской власти и коммунистической партии я не согласен по вопросу, касающемуся притеснения церковнослужителей, когда от них требуют уплаты больших налогов, тем самым насильственно заставляя их отказаться от службы, так как верующих мало и налоги платить нечем. В других каких-либо вопросах у меня разногласий нет, – ответил священник.

Через два дня следователи снова допросили отца Николая.

– Следствием полностью установлено, что вы систематически среди населения занимались контрреволюционной деятельностью. Дайте показания по этому поводу! – потребовал следователь.

– Да, я говорил, что советская воля хуже всякой тюрьмы, что русский народ ходит под ярмом агентуры, – куда ни пойдешь, всюду за тобой следят агенты. Кроме того, я говорил, что по новой конституции священники имеют право ходить с молебнами. Сам я не согласен с политикой коммунизма и советской власти в вопросе о религии, говорил, что священнослужителей репрессируют и утесняют налогами для того, чтобы насильно заставить их отказаться от церковной службы.

В тот же день следствие было закончено. 8 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

Протоиерей Николай Поспелов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Священномученик Николай Поспелов канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 17 июля 2001 года.

 

Дни памяти

 

1) Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25 января (по старому стилю) /07 февраля (по новому стилю)
2) 4 февраля (по старому стилю)/17 февраля (по новому стилю) — день мученической кончины (1938г.)

 

 

Источники:

Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.6.
С.10,32–42.

ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-44056.

 

Тропарь и кондаки свщмч. Николаю (Поспелову) составлены его сыном архимандритом Нафанаилом, старцем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря:

Тропарь, глас 8.

Новаго священномученика яви тя Господь, отче Николае. Ты бо во времена гонений безропотно скорби претерпел еси, и верность Святому Православию сохранил еси, и путь пастырского служения благочестно прошел еси даже до дне, в оньже гонителями ят был еси, их же со дерзновением обличил еси, и от них смерть невинную приял еси за Христа, Его же со дерзновением моли спастися душам нашим.

Кондаки свщмч. Николаю (Поспелову), составлены архимандритом Нафанаилом, глас 8

Кондак 1, глас 8.

Избранному от земли Владимирския на пастырское служение, / и двадесять и пять лет на ниве Христовой послужившему, / и в годы гонения на Церковь Русскую мужественно скорби до конца претерпевшему, / и невинную смерть за Христа приявшему составим похвалу; / ты же предстоя в ликеновомучеников земли нашея, молися Христу Богу, / да дарует и нам терпение и мужественное стояние в вере Православной, / и да сподобит и нас достигнутиНебеснаго Царствия, да зовем ти: // Радуйся, Николае, новыйсвященномучениче, в лике святых Церкви Российская просиявший.

Кондак 2, глас 8.

В памяти твоей прославляем Прославльшаготя Господа, / даровавшего тебе крепость непобедимую, священномучениче Николае, / двадесятьбo и пять лет укрепляемый силою Божиею пастырское служение во дни лютаго гонения на Церковь Русскую благоговейно совершал еси, / и мученическою кончиною веру запечатлел еси, / сего ради зовем ти: / моли Христа Бога спастися нам, // верою и любовию совершающим память твою.